Одно только упоминание о грызунах вызывает у нас страх. На протяжении тысячелетий они были нашими незваными гостями, ползающими в тени, пирующими в мусорных баках и распространяющими болезни. Почему эти существа вызывают у нас такие сильные эмоции? Может это происходит потому, что они настолько чужды нам? Потому что грызуны представляют собой мрачное отражение человечества? Или потому, что они настолько малы, что могут скрываться в любом месте? Однако, на самом деле это не всегда так. Некоторые виды грызунов дорастают до кошмарных размеров. Ниже представлены несколько гигантских видов грызунов.
10. Нутрия
Фотография: Норберт Нейгел (Norbert Nagel)
Луизианская байу подвергается нападению. Враг: нутрия, 6-килограммовый грызун из Южной Америки. Обладая ненасытным аппетитом и питаясь водной растительностью, эти грызуны превращают водно-болотные угодья в открытые воды. Без байу, поглощающей штормовые волны, наводнения могут размыть южную часть Луизианы.
Семья, стоящая за созданием соуса Табаско выпустила нутрий в южные болота в 1930-ых годах, надеясь обеспечить альтернативу торговли мехом бобра. Тем не менее, меху аргентинской болотной крысы не хватает блеска меха бобра, поэтому мех нутрии так и не прижился. Теперь численность их популяции выходит из-под контроля.
Кулинарное мероприятие под названием Nutriafest было начато для продвижения употребления в пищу этого инвазивного грызуна. Энтузиасты употребления мяса нутрий в пищу говорят, что в нём содержится больше белка, чем в говядине и меньше жира, чем в выращиваемых на водных фермах сомах. Статистика может быть на стороне нутрий, но у них есть проблемы по связям с общественностью. Попытки изменить человеческое представление о том, что нутрии это «портовые крысы на стероидах» включают в себя их ребрендинг как «кролика байу» или называние их французским именем «ragodin». Некоторые предлагают подавать нутрий в тюрьмах Луизианы, тем не менее, существует тонкая грань между экспериментальной кухней и жестокой и необычной казнью.
Не все огромные грызуны снуют в тени. Некоторые из них предпочитают летать по воздуху. Лаосская гигантская летяга, длина тела которой составляет приблизительно 108 сантиметров, является не просто крупной летающей белкой, это самая большая белка. Эксперты увидели первую известную особь в кустах на рынке мяса лесной дичи в Лаосе, и никто не знает, сколько их существует. Было найдено лишь 10 других особей этого вида, и все из морозильных камер.
Эти летающие белки на самом деле не летают - они скользят по воздуху. Мембраны кожи, тянущиеся от лодыжки до запястья, действуют скорее как парашюты, чем как истинные крылья. Их хвост действует как стабилизатор, а хрящевые стержни в их запястьях помогают держать правильное направление. Тем не менее, этих адаптаций к жизни на деревьях не было достаточно, чтобы дать лаосскому гиганту преимущество, так как они находятся под угрозой исчезновения.
Лаосская гигантская летяга является вторым известным видом рода Biswamoyopterus. Другим является намдафская летяга (Namdapha flying squirrel), которая известна по одной особи, найденной в 1981 году на северо-востоке Индии. Учитывая ограниченное число существующих Biswamoyopterus, никто не знает, насколько широк их диапазон распространения. Другие гигантские летающие белки, такие как тагуан, обитают на территории от Афганистана до островов Юго-Восточной Азии. Как и все белки-летяги, тагуан ведёт древесный и ночной образ жизни.
8. Гигантские бобры
Монструозные грызуны терроризировали Нью-Йорк задолго до появления канализационной крысы. Территория Нью-Йорка когда-то была средой обитания гигантских бобров, размером с медведей, длина тела которых составляла 213 сантиметров, а вес превышал 90 килограммов. Для сравнения, максимальный вес самых крупных особей современных бобров составляет 27 килограммов.
Эти доисторические звери вымерли 10 000 лет назад, вместе с другими представителями мега-фауны периода Плейстоцена, обитавшими на территории современного Нью-Йорка, такими как мамонты и саблезубые кошки. Эти мега-бобры занимают видное место в мифологии нескольких индейских племён Северо-Востока. В легендах племени Покумтук (Pocumtuk) из штата Массачусетс, гигантские бобры являются людоедами. Учитывая ограничения для изучения окаменелых образцов, мы понятия не имеем, были ли у них перепончатые лапы или плоский хвост. Тем не менее, мы смогли отыскать их зубы, длина которых иногда превышала 15-сантиметров. Они использовали эти зубные кинжалы для рубки деревьев? Или же эти страшные зубы предназначались для разрывания плоти?
Современные бобры сами по себе не являются маленькими животными. Эти водные трудоголики являются вторым по величине видом грызунов, живущим на сегодняшний день, уступая лишь южноамериканским капибарам. Ненасытный аппетит модников семнадцатого века к водонепроницаемому меху бобров стал причиной почти полного вымирания бобров Европейского вида и послужил одним из основных аргументов в пользу изучения Канады. Эти удивительные существа могут валить деревья, плавать под водой в течение 15 минут не дыша, и превращать открытые поля и леса в пруды из-за их навязчивой необходимости строить плотины. Только люди превосходят бобров в их способности изменять окружающую среду.
7. Шведские крысы-викинги
Гигантская серая крыса недавно стала жертвой ловушки промышленного размера установленной на кухне дома в шведском пригороде. Длина тела этого существа превышала 40 сантиметров, и оно прогрызло монолитный бетон, чтобы попасть в дом. Крыса пережила удар захлопнувшейся ловушки, но задохнулась, когда пыталась убежать с ловушкой на шее обратно в своё логово. Хотя не существует никаких доказательств того, что крысы в целом становятся все больше по размеру в развитых странах, крыса-викинг может быть предвестником грядущей тенденции: мутантные крысы монстры.
Сообщения о мега грызунах приходят со всей территории Ирландии, Великобритании и США. Эксперты говорят, что серые крысы становятся размером с кошек, в два раза больше по размеру, чем раньше. Крысоловы недавно поймали 61-сантиметровую особь в квартире в Дублине. Мало того, что крысы становятся всё больше по размеру, они ещё и мутируют. Эти быстро размножающиеся грызуны развили иммунитет к яду. Крысоловы в настоящее время используют Бромадиолон, но утверждают, что он больше не работает. Исследование, проведённое в 2009 году в Хаддерсфилдском Университете (University of Huddersfield) доказало, что генетическая мутация привела к появлению «супер крыс» с устойчивостью к яду. Нужны ли новые, более токсичные коктейли? И если да, то, сколько времени пройдёт до того, как крысы мутируют снова?
6. Капибары
Фотография: Karelj
Капибара является самым крупным среди современных грызунов. Вес этих полуводных существ, блуждающих по затянутым паром равнинам южной Африки, составляет 45 килограммов, что ставит их в одну весовую категорию с лабрадорами-ретриверами.
Венесуэльцы традиционно едят капибар на Пасху. Их мясо является деликатесом и описывается как смесь «анчоуса со свининой». Согласно венесуэльской традиции, капибар можно употреблять в пищу во время Великого поста, потому что католическая церковь предположительно поощряла эту практику в 18 веке, утверждая, что это на самом деле вид рыб. Большинство закусочных, вероятно, предпочитает не знать о том, что этот огромный грызун обладает отвратительной привычкой есть свои собственные фекалии.
Некоторые люди приручили этих грызунов. Домашние капибары проводят большую часть своих дней в бассейнах. Они хорошо ладят с кошками, собаками и лошадьми, но сообщения заводчиков указывают на то, что они наслаждаются поддразниванием кроликов и их сильно раздражают черепахи. Однако стоит отметить, что капибары могут быть агрессивными. Их зубы остры, и от их укусов становится не до смеха.
Когда-то по территории нынешней Венесуэлы бродили грызуны гораздо большего размера, чем капибары. В городе Урумако (Urumaco), находящемся в 400 километрах к западу от Каракаса (Caracas), учёные обнаружили грызуна, превышающего по размеру капибару в 10 раз. Вид Phoberomys pattersoni был родственником современных морских свинок. Восемь миллионов лет назад эта 700-килограммовая «Свинилла» бродила по берегам древних рек, возможно, в огромных стадах. Урумако был местом обитания гигантов всех видов, от самой крупной черепахи из когда-либо существовавших, одних из самых крупных крокодилов за всю историю до целого ряда неопознанных чудовищно больших рыб, которые когда-то жили рядом со Свиниллой. Эксперты считают, что эти громадные грызуны вымерли, потому что они были слишком велики, чтобы прятаться от хищников. Больше, это не всегда лучше.
5. Домовые мыши острова Гоф (Gough Island)
Убийцы грызуны захватили остров Гоф. Два миллиона мышей свирепствуют на этой одинокой заставе в Южной Атлантике. Эти кровожадные грызуны наполовину больше, чем мыши в других местах. Не эндемичные этой среде обитания существа, подпитывают свой супер размер птенцами атлантических буревестников. Остров Гоф является главным местом размножения морской птицы, но это продлится ещё совсем недолго.
На соседнем острове Тристан-да-Кунья (Tristan da Cunha) чёрные крысы уже сожрали отдельную популяцию буревестника. Эти инвазивные грызуны не опасаются никаких хищников на этих отдалённых островах. Мыши острова Гоф, как известно, нападают и пожирают птенцов тристанского альбатроса, которые в 300 раз больше, чем мыши. Анализ показывает, что 1,25 из 1,6 миллиона птенцов буревестников, рождающихся ежегодно на острове Гоф, пожираются этими мышами.
Удалённые острова Южной Атлантики не являются единственными островами, пострадавшими от инвазивных грызунов. На Фараллоновых островах (Farallon Islands), находящихся в 45 километрах от Золотых ворот Сан-Франциско (San Francisco’s Golden Gate), появились неприятные слухи о нашествии грызунов. Как пояснил сотрудник Федеральной службы рыбы и дичи США, «Там настолько много мышей, что кажется будто сама земля двигается. . . Во время пребывания на острове, они ползают по вам, когда вы спите в своей постели».
Мыши с Фараллоновых островов, завезённые случайно торговцами пушниной, могут похвастаться самой высокой плотностью популяции среди грызунов, не эндемичных острову во всём мире. Все согласны с тем, что нужно что-то предпринять для борьбы с мышами и остановить их хищничество птенцов пепельной качурки, находящейся под угрозой исчезновения, но не все сходятся во мнении по поводу метода. План ковровой бомбардировки острова пестицидами с вертолётов был встречен с неодобрением. Многие обеспокоены этикой применения яда и влиянием, которое он окажет на пепельных качурок и кроличьих сычей, которые охотятся на мышей острова. Кроме того, яд должен убить всех мышей до единой. Одна беременная самка может заселить остров заново.
Существует прецедент искоренения островных грызунов. Недавно Крысий остров (Rat Island), находящийся в составе Алеутских островов (Aleutian chain) был переименован в «остров Хавадакс» (Hawadax) после того, как биологи успешно истребили на острове популяцию инвазивного вида серой крысы с помощью яда. Не удивительно, что на Аляске теперь меньше кровоточащих сердец, чем в области залива Сан-Франциско (Bay Area).
4. Джозефоартигасия (Josephoartigasia)
В 1981 году учёные, проводившие раскопки в области Монтевидео (Montevideo), Уругвай обнаружили останки 53-сантиметрового черепа. Он был больше, чем череп коровы, но на нём была отчётливо видна пара резцов. Кости принадлежали Джозефоартигасии, самому крупному из когда-либо существовавших грызунов. Этот доисторический зверь преобладал в лесах Южной Америки четыре миллиона лет назад.
Анализ черепа позволил предположить, что существо было размером с быка. Длина его тела доходила до 244 сантиметров, а вес превышал тонну. Этот монстр напоминал гигантскую капибару и был более тесно связан с морскими свинками и дикобразами, чем с мышами и крысами. Зубы джозефоартигасии указывали на то, что их диета состояла из водной растительности и фруктов, однако это не означает, что они были пассивными. Эти мега-грызуны жили во враждебном мире саблезубых кошек, питающихся мясом сумчатых и 3-метровых ужасных птиц. Возможно, их зубы использовались для обороны, или же самцы использовали их в борьбе за право спаривания.
3. Шерстистые крысы Босави (Bosavi Woolly Rats)
В 2009 году учёные наткнулись на затерянный мир: кратер Босави (Bosavi crater). Даже местное племя Касуа (Kasua), которые предоставили следопытов для исследовательской группы, редко заходили внутрь кратера. Кратер Босави с крутыми стенами, высотой почти 800 метров является эволюционным островом. Эта вулканическая впадина в горной местности Папуа-Новой Гвинеи, является домом для 40 новых для науки видов, которые, как считается, не существуют больше нигде на Земле: 16 амфибий, одного геккона, трёх рыб, множества пауков и паукообразных, сумчатых, и самой крупной истиной крысы из всех известных. Крыса была предварительно названа «Шерстистой крысой Босави», так как она является новым для науки видом, и у неё ещё нет официального названия. Существо с длиной тела в 81 сантиметр, с пышной, серебристой шерстью было невероятно кротким, что указывает на полное отсутствие контакта с людьми.
В то время как шерстистая крыса Босави является самой крупной из ныне живущих крыс, ещё совсем недавно, примерно 1000 лет назад джунгли Юго-Восточной Азии населяли гораздо более крупные особи. Археологи из Восточного Тимора (East Timor) обнаружили кости крысы, превышающей шерстистую крысу Босави по размеру в три раза, причём найденные останки принадлежат существу, относящемуся к этому периоду. Эти вымершие гиганты весили до 6 килограммов.
Восточная Индонезия является «горячей точкой» для эволюции грызунов. Экспедиция, открывшая гигантскую крысу, также обнаружила останки 13 видов грызунов, 11 из которых были неизвестны науке. Учитывая густой лес и сложный рельеф местности Восточного Тимора, не исключено, что новые, ещё более крупные экземпляры ожидают своего открытия. Никто точно не знает, какие открытия нас ждут.
2. Гигантская хутия (Giant Hutia)
Более 100000 лет назад, карибским островом Ангилья (Anguilla) заправляли монстры: крысы, в два раза превышающие людей по размеру. Эти звери, размером с медведей известны как Ambyrhiza, а также гигантские хутии, и они были в 1000 раз больше, чем современная крыса. Эти существа были тяжеловесными и медлительными, что указывает на то, что на их территории обитания не было хищников. Окаменелости подтверждают, что в это время на острове не было никаких других крупных млекопитающих.
Остров, по которому бродили гигантские хутии, был гораздо большего размера, чем сегодня. Из-за снизившегося уровня моря во время последнего ледникового периода, Сен-Бартелеми (Saint-Barth lemy), Сен-Мартен (Saint-Martin), и Ангилья были частью одного острова, известного как Большая Ангилья (Greater Anguilla), площадь которого была в 12 раз больше, чем площадь текущего острова. Когда ледниковый период закончился, и уровень моря поднялся, гигантские хутии не смогли приспособиться к более тесной обстановке. Их история закончилась также как история додо.
Существуют гораздо меньшие по размеру кузены хутий, которые всё ещё обитают в Карибском море, хотя вес большинства из них колеблется у отметки в 2 килограмма, и они являются лишь мелкими отголосками гигантов Ангильи. Современные хутии очень распространены в заливе Гуантанамо (Guantanamo Bay), где они известны как «банановые крысы». «Банановая» часть их названия относится не к их предпочтению в еде, а к размеру и форме их фекалий.
1. Южноафриканские дикобразы
Фотография: Кэти Флеминг (Kati Fleming)
Южноафриканский дикобраз, эндемичный южной части Африки, является самым крупным из своих колючих собратьев. Эти звери могут дорастать до 27 килограммов веса, что делает их третьими по величине из ныне существующих грызунов. Эти монстры уступают по размеру лишь капибарам и бобрам.
У южноафриканских дикобразов на теле есть более 30000 индивидуальных игл. Эти 8-сантиметровые, острые как бритва иглы легко отсоединяются и вырастают заново, обеспечивая им самую страшную линию обороны из всего семейства грызунов. Иглы дикобраза использовались в украшениях и инструментах на протяжении тысячелетий, и на данный момент продолжают появляться новые применения. Например, эксперименты показали, что иглы дикобраза прокалывают плоть свиньи всего лишь при половине давления, необходимого для обычной иглы в шприце. Кроме того, строение этих иголок, которые будто оснащены колючками по всей длине, очень затрудняет их удаление, что может оказаться полезным для удержания на месте медицинских имплантатов.
Учитывая их поистине ужасающее оружие, нам несказанно повезло, что южноафриканские дикобразы не являются агрессивными животными. Они проводят своё время на земле, питаясь кореньями, клубнями, и другими деликатесами из лесной подстилки в ночное время. Эти миролюбивые монстры являются одними из самых больших долгожителей в семействе грызунов, доживая до 20 лет в неволе. Южноафриканские дикобразы моногамны и образуют пару на всю жизнь, то есть их браки часто длятся дольше, чем у людей.