Кокарды, которые носят наши солдаты на фуражках, изображают наш галицо-русский герб, т. е. желтый лев в синем поле, поднимающийся на скалу. Герб окаймлен русской национальной лентой в знак того, что наша Родина объединяется со всем русским народом…»
Катехизис добровольца-карпаторусса. Омск, 1919.
Вопреки расхожему мнению, западно-украинские земли, прежде всего Галиция, являются отнюдь не австро-венгерской и, даже, не польской, а исконно русской территорией, значительная часть жителей которой, несмотря на целенаправленную политику полонизации и украинизации, проводимую на протяжении столетий властями Речи Посполитой, а затем Австрийской империи, продолжала чувствовать свою неразрывную часть с русским миром и называла свою землю не иначе как Галицкой Русью.
Галицкое княжество возникло в 10 веке как удел Киевской Руси, и всегда было тесно связано с остальными русскими землями. Один из наиболее известных галицких князей Ярослав Осмомысл, в период княжения которого Галицкое княжество пережило экономический и политический расцвет, был женат на дочери основателя Москвы Юрия Долгорукого.
В Европе в 12 -14 веках галицкие земли называли не иначе как Русское королевство (Regnum Russiae), а византийцы назвали их Малой Русью. Так что Малорроссия — это вовсе не «москальское», а самое что ни есть европейское название Украины. Кстати, термин «малая», не является уничижительным по отношению к термину «великая». Так в состав Польши раньше входили Малая (Малопольша) и Великая (Великопольша) Польша, и ничего: «малополяки» не обижались на «великополяков», в отличие от гордых укров, которым почему-то не хочется именоваться малороссами.
Естественно, что «Русское королевство» или Малую Русь населяли в большинстве своем этнические русские, говорившие на том же языке и исповедовавшие ту же религию, что и по всей Руси. Стоит отметить, что крещение Галиция приняла от Святого Равноапостольного князя Владимира. На территории княжества находилось большое количество православных монастырей, игравших роль основных просветительских центров страны.
Лишь в конце 14 века в результате междоусобиц и последовавшей за ними войны за галицко-волынское наследство, галицкие земли лишились самостоятельности и были поделены между Польским Королевством и Великим княжеством Литовским. Но и в составе Польши территория нынешней Западной Украины получила название Русского воеводства. Не знали поляки и прочие европейцы никакой Украины — была только Русь. В конце 18 века в результате раздела Польши между крупнейшими европейскими державами того времени — Прусским королевством, Австрийской и Российской империей, территория бывшего Галицко-Волынского княжества вошла в состав Австрии.
Несмотря на все, население Галиции и Закарпатья сохраняло свою самобытность, и в своем большинстве продолжало считать себя русскими. Русскими же их считали и другие народы. Именно с русским миром ассоциировали себя и подкарпатские русины (карпатороссы), которых иногда именовали именно русскими. Австрийские власти проводили последовательную, зачастую насильственную политику по искоренению этой русскости, особенно в преддверии надвигавшейся Первой Мировой войны. При этом особая поддержка оказывалась украинскому течению как противовесу русофильству. По сути, само австро-венгерское правительство развивало и подпитывало идею украинства. Но вопреки этому в Галиции с начала 19 века все активнее развивалось русское национальное движение, возникали русские политические организации. Наиболее влиятельной из них была образованная в 1900 году Русская народная партия.
С началом Первой Мировой войны значительная часть населения Галичины, Закарпатья и Буковины, продолжавшего считать себя русскими, выразила явные симпатии России, которая вела войну с Германией и Австро-Венгрией. На русских Австро-Венгрии обрушилась волна репрессий. Начавшаяся с закрытия всех газет, культурных и общественных организаций русофильского направления, она вскоре перешла в массовые аресты всех заподозренных в русофильстве. Последствиями этого были либо заключение в концентрационных лагерях, военных тюрьмах, либо военные суды, как правило со смертными приговорами, либо, в самом мягком случае, высылки в удалённые части Австро-Венгрии под надзор.
Примечательно, что кратковременное занятие Галиции, Волыни и Буковины русскими войсками в 1914 году местное население в своем большинстве восприняло как освобождение исконно русских земель. Главнокомандующий aвcтpийской армией фон Гецендорф публично заявлял, что ему в Галичине приходилось действовать не как в австрийской провинции, но как во враждебной стране. Во Львове, нынешней цитадели «свидомого украинства», был образован Ру?сский наро?дный сове?т.
Однако австрийская политика украинизации сделала свое дело. В 1918 году «Вестник Всероссийского Временного Правительства» писал:
«Нынешняя война застала 5 миллионное население Прикарпатской Руси разбитым на два враждебных лагеря. Тот великий спор о самоопределении народностей, который охватил в настоящее время всю Россию, вёлся в Галичине с 1860 года и довел население до полного раскола на два течения: русское и украинское».
С военным поражением и последовавшим распадом Австро-Венгрии встал вопрос о судьбе Галиции, Закарпатья и других восточнославянских земель рухнувшей империи. Далеко не все жители этих территорий выступали за самостийную Украину. Лучшим, выражением заветных стремлений и чаяний населения Прикарпатской Руси может служить резолюция Карпаторусского Съезда, состоявшегося в 1918 году:
«… Несмотря на шестивековую политическую обособленность от Poccии, население Прикарпатской Руси — Галичины, Буковины и Угорской Руси — на протяжении своего тысячелетнего исторического существования со времен Владимира Святого вплоть до нынешних дней, всегда вело борьбу за русские идеалы, а свою преданность русской идее запечатлело кровью своих лучших сынов.
… Съезд требует воссоединения Прикарпатской Руси, т. е. Галичины, Буковины и Северной Венгрии заселенных русским народом, с Россией.
Испытав на себе все гибельные последствия социального разлада, благодаря которому когда-то славное Галицко-Русское Княжество лишилось своей политической независимости и сделалось добычей хищнических насильников, и убедившись в том, как легко подпасть под чужое иго и как трудно вырваться из тисков врага, — Съезд обращается ко всему русскому народу с горячим призывом оставить в стороне все внутренние партийные споры и объединиться для совместной борьбы с Австро — Германской коалицией под лозунгом воссоздания и защиты русского государства.
Именем Kapпатоpycсов, являющихся частью малорусского племени, Съезд заявляет, что создание отдельного украинского государства он считает гибельным как для малороссов, так и для великороссов, и верит, что только в пределах одного государства, с предоставлением населению широкой областной автономии, обеспечено правильное paзвитие всего русского народа, как великороссов, так белороссов и малороссов».
В 1918 году была образована Русская Народная Республика Лемков (русинов) со столицей во Флоринке (ныне — территория Польши), ставившая своей целью объединение с Россией и выступавшая против объединения с Западно-Украинской Народной Республикой. Однако спустя два года республика была захвачена Польшей.
И если петлюровцы и прочая гопота в борьбе за «Незалежную Самостийную Украину» поднимали на штыки русских офицеров, тех кто освобождал эту самую Украину от австро-венгерских оккупантов, и призывали «выгнать всех москалей», то те украинцы, кто не утратил русского духа, сражались в составе украинских национальных частей за Единую и Неделимую Россию в рядах армий Деникина и Колчака.
Очевидно, что, предки нынешних запэдэнцев и прочих «свидомых украинцев», выстрадавшие свое право быть русскими, перевернулись бы в гробу, увидев кровавые дела своих «доблестных» потомков. И уж никак не полагал Святой Киевский князь Владимир, крестивший Русь, что в Матери городов русских будут кричать «Москаляку на гиляку».
Источник: rusvesna.su