Присоединяйся!
закрыть
Следи за жизнью дорогой редакции. Узнавай первым о наших новостях и обновлениях сайта. Общайся с тысячами других читателей
Официальные страницы в социальных сетях:
  • Главная
  • О сайте
  • Новости Крыма
  • Новости Ялты
  • Новости Севастополя
  • Новости Симферополя
  • Новости Керчи
  • Объявления
  • Галерея
  • Страшилки, которыми пугали крымских татар, оказались мифом


    Известный крымский политик Васви Абдураимов в интервью ИА IslamNews рассказал о том, как сейчас обстоят дела на полуострове, и как изменилось отношение крымских татар к России после "возвращения в родную гавань".


    – В последнее время в Крыму происходят известные события, связанные с воссоединением с РФ. Президент Путин назвал это возвращением в родную гавань. Как, на ваш взгляд, эти процессы отражаются на крымских татарах? Было много опасений, спекуляций на тему возможного отношения к крымским татарам. Эти страхи оправдались или ситуация развивается иным образом?

    – Опасения и страшилки, которыми пугали крымских татар – что в случае возвращения Крыма в РФ последуют очередные репрессии, вплоть до вторичной депортации, оказались мифом. Мы уже больше двух месяцев живем в новой реальности, общество успокаивается. Вначале градус неприятия был достаточно высокий, но сейчас он резко снижается. На глазах крымчан, буквально за перекопом идет война, убийства, грабежи, хаос, безработица. Там у многих жителей Крыма, в том числе, у крымских татар живут родственники в Украине, и они в курсе происходящих страшных событий. Этого Крыму удалось избежать именно благодаря своевременному проведению референдума и всех процедур, связанных с воссоединением с РФ.

    Поэтому жизнь сама развеивает мифы, которыми пугают, в том числе, крымских татар и крымчан в целом. На данный момент, кроме блага и успокоения воссоединение ничем иным не обернулось. Вокруг спокойные лица, исчезло чувство страха, подозрительности друг к другу, люди доброжелательны, несмотря на определенные сложности экономического характера, связанные с переходным периодом.

    – Каковы эти сложности?

    – Неудобства связаны с тем, что не работает в нормальном режиме банковская система, вследствие чего есть проблемы с выплатой зарплат, получением каких-то финансовых ресурсов. В сельских регионах есть определенные сложности с водоснабжением. В Крыму много фермеров, и им небезразлично, будет вода или нет. Но, несмотря на эти проблемы, чувствуется общее умиротворение. Кроме того, с момента присоединения Крыма к России практически произошла правовая реабилитация нашего народа. Что стало возможно после соответствующего указа президента. И теперь очереди наших соотечественников и представителей других национальностей стоят за справками о реабилитации, которые, по самым скромным расчетам, дают каждому попадающему под действие этого закона от 50-100 тысяч рублей.

    – Есть ли сложности в получении таких документов и в последующем получении российского гражданства?

    – Абсолютно никаких проблем нет. Еще когда Крым находился в составе Украины, большинство крымских татар получили соответствующие архивные справки о том, что или они сами, или их ближайшие родственники были подвергнуты насильственному выселению. Эти справки они могли получить и в местах высылки, и непосредственно в Крыму через структуры министерства внутренних дел. Это документ, где четко указанно, кто, в каком количестве, какого возраста, из какого селения в Крыму был насильственно выслан, а там, на местах высылки давали архивную справку, кто, откуда и в какое место был принят. Поэтому большинство крымских татар такие справки имеют. Те, кто возвращается, получает российский паспорт, и на основании паспорта получает справку и реабилитацию, никаких сложностей не возникает.

    – Вы упомянули про первоначально существовавший градус недоверия… С чем он был связан?

    – Это связанно с исторической памятью народа. Как бы там не объясняли, что сталинский период – совершенно другая реальность, чем нынешняя современная Россия, репрессии мая 44 года так или иначе привязываются к империи. Работала и украинская пропаганда, которая сделала свое дело. Очевидно, что Крым нуждается в более наступательной собственной информационной политике. Крым – это особый регион, его надо хорошо знать изнутри, чтобы мощно противодействовать оппонентам, в том числе, и на информационном уровне.

    – Правда ли, что в составе Украины крымским татарам было плохо?

    – В Украине было плохо, потому что не было никаких перспектив для возрождения народа, и, тем более, для его развития. Украина строилась по единому образцу без учета крымской специфики, без учета интересов коренного народа Крыма, который является исконным представителем этой земли со всеми вытекающими отсюда обязательства и ответственностью.

    С другой стороны, абсолютно не учитывались интересы другой славянской части Украины – русской, которая тоже является исконным представителем этой земли. Единственный шанс сохранить Украину как единое государственное образование могла бы дать тонкая национальная политика, учитывающая все национальные и региональные специфики, чего сделано не было. Поэтому мы 23 года добивались законодательной реабилитации, права на свои национальные, культурные, образовательные интересы. И так этого и не добились. Полностью игнорировалось наше право на образование на родном языке, я уже не говорю об экономической и политической составляющей. О каких-либо политических правах говорить не приходится, потому что республика Крым, которая существовала в рамках украинского государства, была абсолютно бесправным административно-территориальным образованием Украины.

    Давайте посмотрим, что было сделано за 23 года. Программа возвращения была заморожена, и более 150 тысяч наших соотечественников так и не смогли вернуться на свою родину, они находятся в странах Средней Азии. И российской власти надо думать, как решить эту проблему. Уже есть действующая программа возвращения соотечественников в РФ, куда могут включиться наши соотечественники. Может, имеет смысл говорить об отдельной программе.

    – Как сейчас обстоит вопрос с возвратом земли крымским татарам?

    – Это важнейший вопрос. Обеспечение нуждающихся землей для построения жилья и для ведения той или иной хозяйственной деятельности – самая больная тема для Крыма. За последние годы часть земли удалось получить силовым путем, а потом узаконить. Выделение земли шло исключительно через коррупционные схемы за большие деньги, каковых у крымских татар, сами понимаете, нет. Потому что все средства они тратили только на то, чтобы вначале обеспечить крышу над головой, а потом обеспечивать хлебом насущным подрастающее поколение. Мы начинали с разных стартов, таких ресурсов иметь не могли, и вот все последние годы – примерно 15 лет – практически шло вторичное обезземеливание крымских татар.

    Слава богу, с 2010 года хоть какая-то подвижка пошла. Претендующих на получение земельных участков в Крыму было много, и реально имеющих на это право и реально нуждающихся было около 12,5 тысяч семей. Из них 2 тысячи как-то решили проблему, остальным только предстоит это сделать. Но процесс идет. У нас есть мощная правовая база и, прежде всего, указ президента РФ о реабилитации крымско-татарского народа, а также закон о жертвах политических репрессий, который распространяется на всех крымских татар. Там предусматривается социально-экономическая реабилитация, а в самом указе президента говорится о необходимости принятия соответствующих мер. Многое будет зависть от того, как сформируется новая крымская власть после выборов 2014 года, будет ли обеспечено не менее 20 % представителей крымских татар.

    – Сразу же после вхождения Крыма в состав России, тогдашний первый вице-премьер Рустам Темиргалиев заявлял о том, что какие- то земли, которые были возвращены силовым путем, будут конфискованы для "хозяйственных нужд". Не создало ли это предпосылки для волны недоверия со стороны населения к новым властям?

    – Это можно рассматривать как частое мнение чиновника. Если бы это заявление было подкреплено решением на уровне правительства, тогда были бы основания для серьезных опасений. Впрочем, полагаю, что есть некоторые земельные ресурсы, которые входят в охранную зону или не могут быть использованы для строительства жилья или для ведения какой-то хозяйственной деятельности. Скорее всего, Темиргалиев имел в виду именно эти спорные территории. Но это не означает, что если они будут изыматься, то не будут предлагаться какая-то альтернатива. Могу привести пример, поселок Молодежный: там была организована акция протеста на боевых землях, которые на правах частной собственности уже принадлежат другим людям. Вероятно, этот спор надо решать на основе права и закона, либо предоставлять людям, претендующим на эту землю, что-то в других местах.

    – Вы упомянули о сентябрьских выборах. С чем ваша партия "Милли фирка" пойдет к избирателю?

    – Наша партия, согласно названию, является народной. По статусу мы являемся общественной организацией и в этом статусе надеемся успешно пройти регистрацию по новому российском закону. В выборах участвовать планируем – на базе одной из ведущих политических партий, такие переговоры ведем.

    – С кем, если не секрет?

    – С представителям Единой России и Справедливой России, с другими партиями, которые намерены активно присутствовать на выборах. Пока рабочий процесс не завершен, подробности раскрывать не хотелось бы. Но факт: представители нашей организации однозначно будут участвовать в выборах, и будут активно участвовать. А позиция наша известна: мы изначально выступали за воссоединение Крыма с Россией, и, надеюсь, нашу позицию поддержат те, кто искренне рад "возвращению в родную гавань".

    – Вы планируете развивать отношения с духовным управлением, с религиозными организациями, заручаться их поддержкой?

    – Могу сказать, что крымские татары по происхождению мусульмане. В исламе крымских татар привлекает не ритуальная часть, а именно морально-этическая сторона и образ жизни. При этом массовой религиозности среди наших представителей нет. Ислам вернулся в Крым вместе с крымскими татарами и не вызвал отторжения со стороны проживающих там христиан, что говорит о добрых традициях и опыте совместного сосуществования православия и ислама в рамках российской реальности.

    Другое дело, что духовное управление мусульман Крыма, по сути, прекратило существовать именно как духовное управление, что вызвало отторжение у определенной части крымской мусульманской общины. Благодаря этому в Крыму появились разные другие течения и секты с исламскими флагами. Они находили поддержку именно благодаря тому, что духовное управление мусульман Крыма занималась больше политикой, чем исламом. И поэтому здесь, конечно же, надо наводить очень серьезный порядок, возвращать ислам и духовную жизнь к своим настоящим исконным источникам. И мы как народная партия намерены активно в этом участвовать.

    – Способно ли духовное управление мусульман Крыма в нынешнем составе перестроиться, настроиться на волну больше просветительскую, нежели политическую?

    – Я думаю, что у каждого человека есть шанс сделать свой выбор, особенно в такой момент, который сегодня переживает Крым. И я не думаю, что среди духовных наставников, которые входят в систему духовного управления Крыма, не осталось истинных последователей веры Аллаха. Думаю, что здоровая часть среди них преобладает. Так или иначе, с 1 июля начинается перерегистрация всех мусульман, и это хороший шанс вернуться к настоящим исламским истокам.


    Автор: Марат Расулов

    Источник: www.islamnews.ru

    Новости России 2 Talisman
    Комментарии (0)
    Добавление комментария
    Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 3 дней со дня публикации.